Стилист создаёт Миры. И потому находится где-то там, рядом с Богом. Понятно, что забраться туда, по своей воле, невозможно. Вот почему профессиональные навыки стилиста я воспринимаю как ПОДАРОК. Но подарок, который не даётся каждому. Это подарок за страсть к искусству.
Я решила выкладывать некоторые материалы моих учебных курсов. Сегодня мы поговорим о трансформации как единственно возможном пути к стильному образу.
Обучение стилиста, в какой бы области он не работал (стильный интерьер, фотография, индивидуальный образ человека) предполагает обязательное постижение (именно постижение, а не просто знание) больших исторических стилей.
Во-первых, это опора в работе профессионала: не надо изобретать велосипед. А во-вторых, в процессе обучения и вырабатывается ЧУВСТВО СТИЛЯ, без которого нет стилиста.
Большие исторические стили – это классика, барокко, рококо, классицизм, романтизм, религиозно-символического стилевое направление. Большими их назвали потому, что они охватывают чаще всего все или наиболее характерные для данного периода виды искусства.
Во-первых, это опора в работе профессионала: не надо изобретать велосипед. А во-вторых, в процессе обучения и вырабатывается ЧУВСТВО СТИЛЯ, без которого нет стилиста.
Большие исторические стили – это классика, барокко, рококо, классицизм, романтизм, религиозно-символического стилевое направление. Большими их назвали потому, что они охватывают чаще всего все или наиболее характерные для данного периода виды искусства.
Когда вы знакомитесь с творчеством художников определённых стилевых направлений, то складывается впечатление, будто они жили на разных планетах. Так в эпоху барокко мир был богат на природные дары: лавки ломятся от разнообразной живности, а интерьеры утопают в цветах. Размеры многих барочных архитектурных сооружений заставляют предположить, что люди барокко любили проводить время на публике, заполняя эти колоссальные пространства. Женщины отличались телесной пышностью, а мужчины – были хотя и грубоваты, но зато отменно здоровы Попадая в барочный мир, вы как бы заражаетесь энергией, несколько грубоватой жизнерадостностью: толкаетесь, страстно жмёте в объятьях, прижимаетесь пышной грудью и громко смеётесь.
Андриан ван Утрехт. Натюрморт. 1644. Государственный музей. Амстердам.
Андриан ван Утрехт. Натюрморт. 1644. Государственный музей. Амстердам.
Рубенс. Охота на львов. 1616. Старая пинакотека. Мюнхен.
Никола Ланкре. Танцовщица Камарго. 1730-е гг. Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург.
Всё меняется в эпоху рококо. Куда-то пропадают съестные припасы и чем питаются эти, вдруг сделавшиеся нежными и хрупкими, дамы и изящные кавалеры одному богу известно. Где огромные площади, где барочный размах? Мир сдвигается, заставляет вглядываться в лица, предметы, вышивки, изящные рисунки на стенах, изгибы фарфоровых чашечек, - вдруг видится всё то, что было недоступно в эпоху барокко. Рококо заставляет вас помолодеть: вы ощущаете лёгкость в ногах. Впрочем, не в ногах, а в изящных ножках: да, да ножки стали маленькими, а щиколотка стала тоньше! Повороты шеи приобрели завораживающую грациозность. Любопытно, но меняется даже климат! Рокальный дождик не идёт ни в какое сравнение с проливными ливнями барокко, сметающими всё на своём пути.
В чём же дело? Почему мир в различных стилевых пространствах так кардинально меняется? Потому что СТИЛЬ - ЭТО ВСЕГДА ТРАСФОРМАЦИЯ, усиление одних черт и затушёвывание других.
Ниже вы увидите подобранные мною иллюстративные ряды. Они помогут вам ПОЧУВСТВОВАТЬ специфику того или иного стиля, а поэтому и приблизиться к его ПОНИМАНИЮ.
Внимательно рассмотрите пейзажи, применяя метод восприятия. Постарайтесь определить, какое чувство зародилось в вас. Так вы формируете ЧУВСТВО СТИЛЯ.
Пьетро Перуджино. Аполлон и Марсий. 1480-е гг. Лувр. Париж.
Якоб ван Рейсдаль. Мельница. 1670. Королевский музей. Амстердам.
Как любопытно наблюдать изменения, происходящие в поведении женщин в портретах 15-16 века, в период, когда стилевые тенденции так разнообразны и прихотливы!
В портретах кватроченто дамы отгораживаются от нас, зрителей, своими точёными профилями, и мы видим закономерную замкнутость композиции.
Доменико Гирландайо. Портрет Джованны Торнабуони. 1488. Мадрид. Музей Тиссен-Борнемиса.
Вдруг неожиданно замечаешь, что Боттичелли заставил Симонетту Веспуччи явно косить глазом, как бы стремиться увидеть нас, выйти за пределы замкнутости.
Сандро Боттичелли. Портрет Симонетты Веспуччи. 1476-1480 гг. … Берлин.
Донна Велата Рафаэля смотрит на нас со спокойным достоинством, без всякого вызова.
Рафаэль Санти. Донна Велата. 1516. Флоренция. Галерея Паллатина.
А что скрыто во взгляде, мягких руках, в уголках губ Джоконды Леонардо?
Леонардо да Винчи. Джоконда. 1503—1505 гг. Лувр. Париж.
Постижение больших исторических стилей приоткрывает и эту тайну, тайну изменения манеры поведения женщины, как и разнообразие граней любви.
Внимательно рассмотрите пейзажи, применяя метод восприятия. Постарайтесь определить, какое чувство зародилось в вас. Так вы формируете ЧУВСТВО СТИЛЯ.
Пьетро Перуджино. Аполлон и Марсий. 1480-е гг. Лувр. Париж.
Якоб ван Рейсдаль. Мельница. 1670. Королевский музей. Амстердам.
Как любопытно наблюдать изменения, происходящие в поведении женщин в портретах 15-16 века, в период, когда стилевые тенденции так разнообразны и прихотливы!
В портретах кватроченто дамы отгораживаются от нас, зрителей, своими точёными профилями, и мы видим закономерную замкнутость композиции.
Доменико Гирландайо. Портрет Джованны Торнабуони. 1488. Мадрид. Музей Тиссен-Борнемиса.
Вдруг неожиданно замечаешь, что Боттичелли заставил Симонетту Веспуччи явно косить глазом, как бы стремиться увидеть нас, выйти за пределы замкнутости.
Сандро Боттичелли. Портрет Симонетты Веспуччи. 1476-1480 гг. … Берлин.
Донна Велата Рафаэля смотрит на нас со спокойным достоинством, без всякого вызова.
Рафаэль Санти. Донна Велата. 1516. Флоренция. Галерея Паллатина.
А что скрыто во взгляде, мягких руках, в уголках губ Джоконды Леонардо?
Леонардо да Винчи. Джоконда. 1503—1505 гг. Лувр. Париж.
Постижение больших исторических стилей приоткрывает и эту тайну, тайну изменения манеры поведения женщины, как и разнообразие граней любви.
Джорджоне. Спящая Венера, 1510. Галерея старых мастеров. Дрезден.
Тициан. Венера Урбинская. 1538. Галерея Уффици. Флоренция.
Венера Джорджоне - любовь идеальная, божественная, небесная, а потому - недоступная.
Венера Тициана - откровенно манящая, соблазняющая, земная, чувственная любовь. Внимательно рассматривая небольшой отрезок линии на этих полотнах, линию, очерчивающую левое бедро, неожиданно проникаем в художественный смысл образа, а значит и в ядро стиля. Откройте конспекты, прослушайте ещё раз аудиозаписи. И, наконец, «Союз Земли и Воды» Рубенса, где Любовь как страсть, как связь, предначертанная Судьбой.
Различные стили – различные миры: мир классического стиля, мир зарождающего барокко и яркое, пышущее страстью, в полном великолепии барокко Рубенса.
Питер Пауль Рубенс. Союз Земли и Воды. 1618. Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург.
Как изменяются представления о счастливом досуге в супружестве!
Роскошное и шумное общество – обязательное условие счастья в пространстве барокко.
И, напротив, уединение в эпоху Просвещения.
Петер Пауль Рубенс. Сад любви. 1632. Музей Прадо. Мадрид.
Гейнсборо. Портрет четы Эндрюс. 1748-1749. Лондон. Национальная галерея.
Вот «Священный сонет.№14» , по сути молитва, английского поэта Джон Донна (1572-1631). Вчувствуйтесь в ритм, отзовитесь на эмоциональное настроение.
Бог триединый, сердце мне разбей!
Ты звал, стучался в дверь, дышал, светил,
А я не встал... Но ты б меня скрутил,
Сжег, покорил, пересоздал в борьбе!..
Я - город, занятый врагом. Тебе
Я б отворил ворота - и впустил,
Но враг бразды правленья захватил,
И разум - Твой наместник - все слабей...
Люблю Тебя - и Ты меня люби:
Ведь я с врагом насильно обручен...
Порви оковы, узел разруби,
Возьми меня, да буду заточен!
Лишь в рабстве - я свободу обрету,
Насильем - возврати мне чистоту!..
Ты звал, стучался в дверь, дышал, светил,
А я не встал... Но ты б меня скрутил,
Сжег, покорил, пересоздал в борьбе!..
Я - город, занятый врагом. Тебе
Я б отворил ворота - и впустил,
Но враг бразды правленья захватил,
И разум - Твой наместник - все слабей...
Люблю Тебя - и Ты меня люби:
Ведь я с врагом насильно обручен...
Порви оковы, узел разруби,
Возьми меня, да буду заточен!
Лишь в рабстве - я свободу обрету,
Насильем - возврати мне чистоту!..
Какая из дам, изображённых ниже, могла бы так молиться? НЕ ДУМАЙТЕ, а ЧУВСТВУЙТЕ.
И только ПОТОМ думайте.
Доминик Энгр. Портрет Паулины-Элеоноры де Брогли. 1851-53 гг. Метрополитен-музей. Нью-Йорк.
Гойя. Портрет Изабель де Порсель. 1806. Национальная галерея. Лондон.
Стиль обуславливает манеру поведения.
СТИЛЬ – это ЖЕСТ.
И только ПОТОМ думайте.
Доминик Энгр. Портрет Паулины-Элеоноры де Брогли. 1851-53 гг. Метрополитен-музей. Нью-Йорк.
Гойя. Портрет Изабель де Порсель. 1806. Национальная галерея. Лондон.
Стиль обуславливает манеру поведения.
СТИЛЬ – это ЖЕСТ.
Комментариев нет:
Отправить комментарий