среда, 6 апреля 2011 г.

Трансформация как путь к стилю

Стилист создаёт Миры. И потому находится где-то там, рядом с Богом. Понятно, что забраться туда, по своей воле, невозможно. Вот почему профессиональные навыки стилиста я воспринимаю как ПОДАРОК.  Но подарок, который  не даётся каждому.  Это подарок за  страсть к искусству.  

Я решила выкладывать некоторые материалы моих учебных курсов. Сегодня мы поговорим о трансформации как единственно возможном пути к стильному образу.
 

Обучение стилиста, в какой бы области он не работал (стильный интерьер, фотография, индивидуальный образ человека)  предполагает обязательное постижение (именно постижение, а не просто знание) больших исторических стилей.
Во-первых, это опора в работе профессионала: не надо изобретать велосипед. А во-вторых,   в процессе обучения и  вырабатывается  ЧУВСТВО  СТИЛЯ, без которого нет стилиста.     

Большие исторические стили – это классика, барокко, рококо, классицизм, романтизм, религиозно-символического стилевое направление. Большими их назвали потому, что они охватывают чаще всего все  или наиболее характерные для  данного периода  виды искусства.

Когда вы знакомитесь с творчеством художников  определённых стилевых направлений, то  складывается впечатление, будто  они   жили на разных планетах.  Так  в эпоху барокко мир был богат на природные дары: лавки  ломятся от разнообразной живности,  а интерьеры  утопают в цветах. Размеры многих барочных архитектурных сооружений  заставляют  предположить, что люди барокко любили проводить время на публике, заполняя эти колоссальные пространства.  Женщины  отличались телесной пышностью, а мужчины – были хотя и грубоваты, но зато отменно здоровы  Попадая в барочный мир,  вы как бы заражаетесь энергией, несколько грубоватой жизнерадостностью: толкаетесь,  страстно жмёте в объятьях, прижимаетесь пышной грудью и громко смеётесь.


        
Андриан ван Утрехт. Натюрморт. 1644. Государственный музей.  Амстердам.
 



Рубенс. Охота на львов. 1616. Старая пинакотека. Мюнхен.



Никола Ланкре. Танцовщица Камарго. 1730-е гг. Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург.


Всё меняется в эпоху рококо.  Куда-то пропадают съестные  припасы и чем питаются эти, вдруг сделавшиеся нежными и хрупкими,  дамы и  изящные кавалеры одному богу известно. Где огромные площади, где барочный размах? Мир  сдвигается, заставляет вглядываться в лица, предметы, вышивки, изящные рисунки на стенах, изгибы  фарфоровых чашечек, - вдруг видится всё то, что было недоступно в эпоху барокко. Рококо заставляет вас помолодеть: вы ощущаете лёгкость в ногах. Впрочем,  не в ногах, а в изящных ножках: да, да ножки стали маленькими, а щиколотка стала тоньше! Повороты шеи приобрели завораживающую грациозность. Любопытно, но  меняется даже климат!  Рокальный дождик не идёт  ни в какое сравнение с проливными ливнями барокко, сметающими всё на своём пути. 
         
В чём же дело? Почему мир  в различных стилевых пространствах так кардинально меняется? Потому что  СТИЛЬ - ЭТО  ВСЕГДА ТРАСФОРМАЦИЯ,  усиление одних черт и затушёвывание других.
Ниже вы увидите подобранные мною иллюстративные ряды.  Они помогут вам  ПОЧУВСТВОВАТЬ  специфику того или иного стиля, а поэтому и приблизиться к его ПОНИМАНИЮ.

Внимательно рассмотрите пейзажи, применяя метод восприятия. Постарайтесь определить, какое чувство зародилось в вас.  Так вы формируете ЧУВСТВО  СТИЛЯ.



Пьетро Перуджино. Аполлон и Марсий. 1480-е гг. Лувр. Париж.



Якоб ван Рейсдаль. Мельница. 1670. Королевский музей. Амстердам.

Как любопытно наблюдать изменения, происходящие в  поведении женщин  в портретах 15-16 века, в период, когда стилевые тенденции так разнообразны и прихотливы!
В портретах кватроченто дамы   отгораживаются от нас, зрителей, своими точёными профилями, и  мы видим закономерную замкнутость композиции.



Доменико Гирландайо. Портрет Джованны Торнабуони. 1488. Мадрид. Музей Тиссен-Борнемиса.

Вдруг неожиданно замечаешь, что  Боттичелли  заставил Симонетту Веспуччи  явно косить глазом, как бы стремиться увидеть нас, выйти за пределы замкнутости.



Сандро Боттичелли. Портрет Симонетты Веспуччи. 1476-1480 гг. … Берлин.

Донна Велата Рафаэля смотрит на нас со спокойным достоинством
, без всякого вызова.



Рафаэль Санти. Донна Велата.  1516. Флоренция. Галерея Паллатина.

А что скрыто во взгляде, мягких руках, в уголках губ Джоконды Леонардо?



Леонардо да Винчи. Джоконда. 1503—1505 гг. Лувр. Париж.

Постижение больших исторических стилей приоткрывает и эту тайну, тайну
изменения манеры поведения женщины, как и разнообразие  граней любви.



Джорджоне. Спящая Венера, 1510. Галерея старых мастеров. Дрезден.



Тициан. Венера Урбинская. 1538. Галерея Уффици. Флоренция.

Венера Джорджоне - любовь идеальная, божественная, небесная, а потому -  недоступная.
Венера Тициана - откровенно манящая, соблазняющая, земная, чувственная любовь.
Внимательно рассматривая  небольшой  отрезок линии на этих полотнах,  линию, очерчивающую левое бедро,   неожиданно проникаем в  художественный смысл образа, а значит и в ядро стиля. Откройте конспекты, прослушайте ещё раз аудиозаписи. И, наконец, «Союз Земли и Воды» Рубенса, где Любовь как страсть, как связь, предначертанная Судьбой.
Различные стили – различные миры: мир классического стиля, мир зарождающего барокко и яркое, пышущее страстью, в полном великолепии барокко Рубенса.



Питер Пауль Рубенс. Союз Земли и Воды. 1618. Государственный Эрмитаж. Санкт-
Петербург.

Как изменяются  представления о счастливом  досуге в супружестве!

Роскошное и шумное общество – обязательное условие счастья в пространстве барокко.

И, напротив, уединение  в эпоху Просвещения.



Петер Пауль Рубенс. Сад любви. 1632. Музей Прадо. Мадрид.

Гейнсборо. Портрет четы Эндрюс. 1748-1749. Лондон. Национальная галерея.

Вот «Священный сонет.№14» , по сути молитва, английского поэта Джон Донна (1572-1631).  Вчувствуйтесь в ритм, отзовитесь на эмоциональное настроение. 

Бог триединый, сердце мне разбей!
Ты звал, стучался в дверь, дышал, светил,

А я не встал... Но ты б меня скрутил,

Сжег, покорил, пересоздал в борьбе!..

Я - город, занятый врагом. Тебе

Я б отворил ворота - и впустил,

Но враг бразды правленья захватил,

И разум - Твой наместник - все слабей...

Люблю Тебя - и Ты меня люби:

Ведь я с врагом насильно обручен...

Порви оковы, узел разруби,

Возьми меня, да буду заточен!

Лишь в рабстве - я свободу обрету,

Насильем - возврати мне чистоту!..
Какая из дам, изображённых ниже, могла бы так молиться? НЕ  ДУМАЙТЕ,  а ЧУВСТВУЙТЕ.
И только ПОТОМ думайте.




Доминик Энгр.  Портрет  Паулины-Элеоноры де Брогли. 1851-53 гг. Метрополитен-музей. Нью-Йорк.



Гойя.  Портрет Изабель де Порсель. 1806. Национальная галерея. Лондон.


Стиль обуславливает манеру поведения.
СТИЛЬ – это ЖЕСТ.

Комментариев нет:

Отправить комментарий